Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук

 






Консультация для родителей: «Игры для развития мелкой моторики»

Подготовила: Никитина Я.А.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.  

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

 

              1.Упражнение с пипеткой

     Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости      для наливания жидкости. Можно использовать игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.

 2. Упражнение с пинцетом

В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

 

 3. Сортировка мелких предметов

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

 

4. Помпоны и пинцет

Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.

 

5. Помпоны и щипцы

Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.

 

6. Кукольная одежда на прищепках

Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.

7. Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка изпод обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, можно  наклеить круглые стикеры с буквами по краю коробки и написать соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

8. Болты и гайки

Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

 

9. Упражнение с дыроколом

Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки.

Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и

продеть ее в отверстия.

10. Трубочки для коктейля

Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

11. Бусы

Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.

 

12. Рисунок из фасоли

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими

предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев.

13. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

 

14. Мозаика

Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это

упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

15. Скрепки

Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

16. Зубочистка

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи

зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

17. Цветной песок

Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрясти лишний песок с картинки.

18. Наматывание ниток

Заранее подберите мелкие игрушечки для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки, после этого сматывает нитки обратно в моток. 

19. Переливание жидкостей и не только

Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать"

песок, и только потом воду.

20. Конструкторы и пластилин

Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.

 

   21. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

   22. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Предложите ребенку игры-шнуровки.

23.Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

24. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.



 Консультация для родителей

" Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

«Истоки способностей и дарований детей находятся

на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А.Сухомлинский

       Развитие мелкой моторики рук у детей, занятия, игры, упражнения все взрослые знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

      Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

       Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. Установлена тесная связь между рукой и речевым центром головного мозга, а также рукой и корой больших полушарий мозга, что играет большую роль в формировании психических процессов: речи, внимания, мышления, наблюдательности, координации, памяти, воображения. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
    Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами. Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы.

Советы родителям «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»:

 

 * Заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие. 
* Выполнение упражнений должно быть регулярным. 
* Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут. 
* Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. 
* Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения. 
* Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого. 
* Ребенку всегда предлагается инструкция. Она должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «шофер»: «Ты — шофер, а эта фишка — твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей». 
* Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. 
Домашняя игротека
   В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры: 
«Забей мяч в ворота»
Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. 
Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине. 
«Поможем Золушке»
Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая, двумя руками, ребенок должен разделить «смесь» на две части. 
«Разорви лист по линиям»
Лист бумаги произвольно расчеркивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы. 
«Шаловливый котенок»
Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок. 
«По кочкам через болото»
На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок «шагает» указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге. 
«На морском берегу»
Для игры понадобятся дощечка с накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Ребёнку предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик, удочку, рыбку. 
«Шнуровка»
Берется большая карточка, на которой в центре и по краям в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи толстой нити ребенок выполняет следующие задания: 
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки; 
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие; 
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красные и синие и т. д.); 
г) выполнить «обметку через край»; 
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках. 
Составление фигурок из счетных палочек или спичек.
Взрослый просит ребенка выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, по представлению, несложные фигурки. Например, квадрат, треугольник, кубик, вазу, лодочку, юбочку, очки, лесенку, мельницу, рыбку, пирамидку, флажок, звезду, мороженое, бабочку, аквариум, жука, окно, сумку, морковку, грузовик, рожицу, брюки, пирог, мост, качели, лейку, танк, лопату, коробку карандашей, ракету, пароход, грибок, горку, тачку, беседку, снежинку, парусник, башню, песочницу, самолет, кровать, телевизор, собаку, корову, часы, фонарик. 
Творческие занятия:
- пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры);
- рисование верёвочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета);
- плетение косичек и венков из цветов. 

Игра «убегающие ладони»

     Сядьте один против другого, согнув руки. Один держит свои ладони под положенными сверху ладонями другого. Быстрым движением он пробует правой рукой или левой коснуться до любой кисти товарища, накрыв её своей ладонью сверху. Тот должен быстро отдернуть руку назад, не позволив себя «осалить». После трех попыток положение рук меняют. Теперь салит другой. Тот, кому удается осалить ладонями кисти рук товарища большее число раз, выигрывает.

Выполните упражнения

«Повороты»

     Одновременно поворачивайте кисти обеих рук вверх, то ладонями, то тыльной стороной. При поворотах нужно приподнимать кисти рук, а не прижимать ладони к столу.

«Кулачки-ладошки»

     Кисти обеих рук одновременно сжимайте в кулак, а затем разжимайте, показывая ладошки.

«Сожми-разожми»

     Положите кисти обеих рук на стол: ладонь левой руки сожмите в кулак, правую ладонь раскройте, а теперь одновременно поменяйте эти положения.

Полезные игры с мячом

1.    Перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку.

2.    Подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной.

3.    Подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, поворот на 360º, приседание и др.).

   Можно использовать кистевой эспандер. Упражнения с ним должны быть посильными и не вызывать сильного утомления мышц.
Домашние дела:
- перемотка ниток; 
- завязывание и развязывание узелков; 
- чистка металла; 
- нанизывание бус и пуговиц; 
-застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок. 
Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:
* изготовление бус; 
* лепка; 
* аппликация; 
*обведение лекал с последующей их штриховкой.